Подкамень - небольшой поселок (2,2 тыс. жителей) Бродовского района , расположено в долине р Иква . В XVII в . здесь был основан доминиканский монастырь , сооружения которого сохранились до нашего времени. На соседнем с монастырским холме возвышается одинокая 16- метровая известняковая скала , окруженная казацкими могилами. Очевидно , что этот камень дал название поселку. История Подкамень Подкамень
... Одно из многочисленных населенных пунктов Львовщины , расположенный
на живописном взгорье посреди возвышенности Волыно - Подольского
пограничья . Более пяти с половиной веков насчитывает его письменная история . Ведь , согласно письменных источников , именно 1441 считается первым упоминанием о «городе под Камнем ». За
это почтенный возраст не одна событие произошло на этой благодатной
местности , сделав Подкамень одной из крупнейших жемчужин края. А
известен он , прежде всего, своими историческими памятниками , на
первом месте среди которых находится монастырь Происхождения Дерева
Креста Господнего студитского устава.
Территория
Подкаменский ключа находится в пределах Вороняцького и Кременецкого
кряжей , которые , простираясь с запада на восток , напоминают горный
хребет с высотами , превышающих 400 м над уровнем моря . Южнее Подкаменя возвышается горбогирне прядь Подольских Товтр , прозванных в народе Медоборами . Само же поселок находится непосредственно на стыке этих возвышенностей .
Благодаря
географическому расположению , благоприятной для проживания людей
климата и богатой воду , плодородные почвы , растительный и животный мир
ландшафта , территория современной Пидкаминеччины привлекала к себе
население начиная с древних времен .
Одним
из свидетелей прошлого является уникальный памятник природы - скалистый
великан , расположенный на высоком холме на северо - восточной окраине
поселка , прозванный в народе Камнем . Конечно, 16-ти метровый каменный останец своим величием всегда привлекал к себе внимание . В глазах наших далеких предков он сравнивался с чем-то духовным , сверхъестественным. Находки
у подножия Камня фрагментов посуды высоцкой культуры раннежелезного
времени (ХI -VII вв . До н.э.) и периода Галицко - Волынского
государства ( XI-XIII вв . ) , Свидетельствуют использования его , в
первом случае , в роли идола , обереги местных жителей i земли от всего злого , а во втором - наскального храма- крепости. Возможно именно с этими временами связывается ниша , сделанная в форме стилизованного сердца с западной стороны Камня . Там могли происходить языческие обряды древних жителей этой территории , приносились жертвы умилостивления богов.
На
вершине кварцевого песчаник чья-то рука выдолбила 6 ям - могил глубиной
0,4 - 0,6 м. Многочисленные пазы и углубления , которые удерживали
деревянные конструкции , напоминают систему застройки Карпатских
крепостей Тустань и Бубнище . Исследования показывают , что в период Галицко - Волынского княжества на Камне была построен церковь оборонного характера . И
будто по исторической наследственностью до сегодняшнего дня у западной
окраины памятники сохранились каменные кресты от кладбища второй
половины ХVII в . , Который , вероятно , остался от церкви Спаса.
Возможно , из славянских времен происходит и древнее название горы , где возвышается монастырь - Рожаница . Благодаря
историко - этнографический исследованием установлено , что языческие
божества Рода , Рожаницi у наших далеких предков отождествлялись с
процессом плодородия и рождения.
В глубине Рожаницькои горы , к востоку от Камня , находятся две пещеры со следами человеческой деятельности. Исследованиями
Бродовского краеведческого музея в 2001 г. установлено, что они имели
естественное происхождение и в древности могли использоваться как
пещерные церкви или часовни. Однако , в начале XVIII в . оттуда
начали добывать камень для сооружения монастырских оборонительных
укреплений , вырезая его помощью пыль и откалывая железными и
деревянными клиньями.
Напротив Камня , на холме , возвышается монастырь Происхождения Дерева Креста Господнего . В
недалеком прошлом это был доминиканский римо - католический монастырь
Успения Пресвятой Богородицы , Креста Господня , Апостолов Петра и Павла
и всех Святых . Он был не тiлъкы свидетелем , но и участником многих исторических событий в нашем крае .
Первые упоминания о монастыре относятся к первой половине XIII в . По
свидетельствам польских историков именно тогда на территорию
современного Пiдкаменя проникают домiнiканцi - посланцы Римской Курии . Как свидетельствуют древние предания , они остановились на одном из живописных узгiрь , где построили деревянный костел . Как
указывал надпись на древней монастырской иконе , доминиканский двор был
уничтожен татарами, убили настоятеля Урбана i 12 монахов . Надпись дополнялся изображением доминиканцев , идущих на смерть с пальмовыми ветвями в руках. До
сих пор из южной стороны монастыря , у дороги, ведет к нему , находится
небольшая часовня , где по преданию должны быть похоронены жертвы
татарского нападения .
Сейчас в литературе существует дискуссия относительно достоверности этой информации. Не
имеет единого мнения также относительно подлинности основополагающих
грамоты Петра Цебровская с 1464 г., по которому он передает монастырю «
села Поповке и Немяч , десятину от всех видов зерна в Подкамене десятую
часть торгового и соляного доходов , одну гривну деньгами , пастбище для
скота и свободный вылов рыбы во всех прудах и реках , принадлежавших к ключу Подкаменский ». Однако , точно известно , что уже в XVII в . слава о Подкаменский монастырь распространилась на всю Речь Посполитую.
В это время новый владелец городка Балтазар Цетнер заново отстраивает монастырскую здание. Новый
двор доминиканцев сводится из камня в форме квадрата розмiрамя 32х22 г.
Высокую башню, возвышалась над храмом , венчали четыре медные
трьохметровi скульптуры. Согласно монастырских описаний , в середине храма находилась 31 скульптура католических святых , на стенах висело 14 икон . В 1640 г. при помощи сына Бальтазара - Александра , было проведено дополнительное уфортифiкування монастыря. Его
обнесен оборонительными стенами , валами и башнями , которые , в
будущем , неоднократно спасали не только святыню , но и окружающее
население от татарских набегов. У стен обители строится госпиталь с приютом для бедных . В 1695 году в храме освящается главный алтарь Успения Девы Марии . Важно
, что в 2006 г. во время упорядочения захоронений в подземной части
храма экспедицией « Общества поиска жертв войны« Память » были найдены
фрагменты мраморной основополагающих таблицы, увиковичнювала это
событие.
Славе Подкаменский монастыря способствовало провозглашение иконы Божьей чудотворной , а гору Рожаницу - святой. Польский
историк , монах - доминиканец Садок Баронч (1814-1892) в монографии «
Dzieje klasztoru Dominika ? Skiego w Podkamienu » (1887 ) приводит ряд
случаев исцеления людей во времена сильной потребности под горой
Рожаница , взяты из монастырских актов. Эти слухи порождали паломничество большого количества народа как католической , так i православной веры.
Большое значение для нормализации жизни в монастыре имело сооружение колодца . Эта тяжелая работа продолжалась 18 лет i только в 1708 была закончена. Работа затруднялась тем , что на всю глубину приходилось долбить каменную скалу , которую « никакое железо не хотело брать ». В
записях С. Баронча сохранилась легенда, в упрощенном виде передает
процесс строительства: « 23 ноября 1690 после вiдспiванои молитвы
пролетел перед окнами аист i , сев на монастырском дворе , три раза
ударил клювом о землю . Поняли отцы, он указывает им на источник воды. Сначала работа продвигалась быстро , но через несколько саженей лопаты и кирки наткнулись на твердую скалу . Расстроенные монахи уже решили прекратить работу , как появился бедный человек. Он посоветовал развести в яме большой костер из твердопороднои древесины. Когда огонь погас , взялись монахи к работе i скала начала ломаться большими глыбами ... ». Так повторялось каждый раз , пока на глубине 94 ( по другим данным 97 ) метра не было достигнуто воды.
Важным событием для пiдкамiнських домiнiканцiв была коронация иконы Матери Божьей . По
просьбе польского короля , сената и высших кругов Доминиканская ордена
папа Бенидикт ХIII 14 мая 1725 прислал из Рима золотые освященные короны
i разрешение Римской Капитула на проведение торжеств. Согласно показаниям монастырских хроник в коронации приняло участие 200 000 человек . Это
свидетельствует , что в то время Пiдкамiнський монастырь достиг «
золотого века » в своем развитии i был конкурентом самых известных
святынь Речи Посполитой.
Уникальным
памятником монументального искусства в монастыре есть высокая колонна с
золоченой скульптурой Матери Божьей с Младенцем на руках ,
изготовленная мастером - золотарем Кристианом Шоберт из Гданьска . Ее установили на средства Станислава Лидиховського в 1719 году в честь Тарногрудськои конфедерации ( 1715 ) . За почти трехсотлетнюю историю Богородица пережила не одно лихолетье. В период т.н. «Воинствующего
атеизма» (1944-1991 гг ) стояла она почернела , простреленная пулями
... Но со времени восстановления монастыря Происхождение дерева Креста
Господня (1997 г.) происходит явление , которое трудно объяснить словами
- скульптура Матери Божьей самоочищуючись , приобретает первоначального
ярко - желтого цвета. Моживо , сегодня мы наблюдаем то , что завтра станет причиной возвращения древней величия Подкаменский монастыря.
Заметные
трудности для пiдкамiнських домiниканцiв возникли после первого раздела
Речи Посполитой в 1772 г. в результате которого Галичина была
присоединена к Австрии . Император
Иосиф II лично посетил Подкаменский монастырь и в сопровождении
генералов внимательно осмотрел костел и оборонительные укрепления . Однако , это не спасло святыню от невзгод . В
1788 г. правительство Иосифа II издает специальный декрет , по которому
часть римо - католических заведений на этой территории должна подлежать
кассации ( закрытию) . С этой целью был ликвидирован монастырь августинiв в Заложцы , кармелiтiв в Милятинi , доминиканцев в Бродах.
Очередь подходила к Подкамень. Из
монастыря было вывезено 7 орудий , 79 гаковниц , 22 вида другой
огнестрельного оружия , драгоценные украшения с икон Божьей , Иисуса
Христа , Иосифа , Варвары , Доминика и др. . , Почти вся казна. Под конец 1788 в Золочев переносят основанную доминиканцами аптеку. И только смерть Иосифа II спасла Подкаменский обитель. Его брат Леопольд II отменяет декрет i дает разрешение на дальнейшее функционирование святыни .
В это время произошло одно из важных событий в истории Подкамень. В результате пожара сгорела местная церковь Спаса. По просьбе администрации прихода , настоятель монастыря разрешил отправлять в костеле молитвы греко -католики общине . Тогда
же , как было в Доминиканская актах , по требованию императорского
декрета им было передано часовню Стоп Богородицы - современную церковь
Святой Великомученицы Параскевiи . Один
из переводов , записанный в 1847 польским историком М. Стенчинським ,
поведает : « В древние времена , когда окружающие села пылали огнем
из-за нашествия диких татар , мужчины погибали от кривого их мечом , а
женщины i дети просили помощи у Бога , с ' явилась Богородица посреди неба i разбежались отряды наездников , как облака против солнца. А Матерь Божия , отдохнув минуту на земле , вернулась обратно в небо . И остались два следом - один в Почаевi , а второй в Пiдкаменi , i потекли из них великолепные источники чистой воды ». Автор
отмечает , что источник у подножия Рожаницькои горы притягивает к себе
большое количество людей как латинского , так и русской (греко -
католической) веры. На месте нахождения отпечатка стоп Богородицы доминиканцы в 30- х годах XVIII в . построили большую часовню в виде ротонды.
Постепенно Подкаменский монастырь восстанавливает утраченные силы , однако прежнее расцвета он достичь уже не смог. Во второй половине XVIII в . на территории монастыря и за его пределами строятся 5 часовен. В
1831 г. доминиканцы основывают заведение для научных исследований
фондов монастырской библиотеки , основанной в 1762 Последняя , по
состоянию на конец XIX в . , Насчитывала около 5000 томов трудов и
рукописей на теологические , философские , медицинские и исторические
темы . На
основе обработки библиотечных сборников С. Баронч были опубликованы
одни из первых подробных описаний истории Подкаменский монастыря : «
Wiadomo ? o klasztorze w Podkamienu » (1864 ),« Dzieje klasztoru WW . OO . Dominikan ? Ww Podkamienu (1870 ), « Dzieje klasztoru Dominika ? Skiego w Podkamienu » ( 1887). Во второй половине XIX в . в костеле устанавливается орган , покрывают часть монастыря оцинкованной жестью. Благодаря
работе известного художника Мартина Яблоновского было создано 8 новых
икон , восстановлено ряд старых росписей на стенах. В
1871 г. в монастыре находился известный художник- баталист Ян Матейко ,
который создал проект новой короны для чудотворной иконы Матери Божьей .
Большие опустошения Подкаменский монастырь получил во время Первой мировой войны. От сильного артиллерийского обстрела в 1915 частично обрушилось своды . В результате пожара, который возник в 1916 году , сгорело много картин , портретов и икон , материальных ценностей . Огонь уничтожил около 500 ценных рукописей i книг библиотеки .
Последней
ярким событием в истории Пiдкамiнського монастыря было празднование
200- летия коронации иконы Матери Божьей 15 августа 1927 Для проведения
торжеств были приглашены Львовского Митрополита - архиепископа Болеслава
Твардовского , вновь короновал чудотворную икону Богородицы. Еще и теперь об этом событии напоминает постамент , что возвышается посреди поля , напротив Пiдкамiнського кладбища.
Таким
образом , за более пятисот историю монастырь в Подкамене стал
участником многих событий , которые прокатились по этой территории ,
свидетелем блеске своей славы и трагедии упадка . Сегодня
монастырь Происхождения Дерева Креста Господнего оживает :
восстанавливается монашеская душпастерська труд в его стенах , святыня
постепенно встает из руин , восстанавливается . И
хочется верить , что в недалеком будущем Хрестопроисхожденська обитель в
Подкамене вернет из забвения свое величие , а ее стремительная ,
высокая башня еще не одно столетие будет украшением окружающей
местности.