ГОРОДА УКРАИНЫ
Выгода: Карпатский трамвай
Скажу сразу, что карпатский трамвай - это вовсе не трамвай, а поезд. Но не простой, а хитрый, как и все карпатский. Оказалось, что этот трамвай очень популярной и известной достопримечательностью, о которой, судя по информации в Интернете, известно ну почти всем в нашей стране. Только вот для нас карпатский трамвай был чем-то таким засекреченным. Для таких, как мы, открываем секрет.

Как вам, возможно, известно, в Карпатах растет много деревьев, в частности, елей и сосен (по-русски - "йолок и пихт"). И растут они в горах. Их можно спиливать и использовать в хозяйстве, а также продавать. Но для этого надо как-то их вывозить с гор. Вот именно с этой целью в XIX в. и была построена узкоколейная железная дорога. Более подробно историю всего этого узкоколейного хозяйства можно прочитать на этом сайте.

А мы для начала расскажем, как туда ехать. Находится дирекция узкоколейки в пгт Выгода, что у Долины Ивано-Франковской области. В Долину вы поезжайте из города, где вам в голову придет мысль покататься на трамвае, обычными рейсовыми автобусами (с Франковская там, из Львова, или где вы там будете). Вот мы, например, из Стрыя приехали (а до Стрыя - из Киева, если вам интересно). А дальше, из Долины, едете в Удобства на карпатском такси. Ну, просто такси, то я его карпатским назвала. Потому что оно тоже хитрое. То есть работает, как маршрутка. «Жигуленок» загружает четыре человека, берет с них по 1,5 грн. и везет к Выгоды. Можно самому ехать за шесть грн. По-моему, удобно.


Далее выходите из такси у ООО «Униплит», которое и организует экскурсии узкоколейке для всех страждущих, и там уже, у памятника паровозу, посадка на трамвай. Обычно об экскурсиях договариваются группы. Мы были едины - не группа (ну, две были). Так что делайте, как вам удобнее.

Итак, стоим у паровоза. Здесь начинают подавать трамвай. Сейчас опишу вам это чудо: тягловая сила - паровозик (маленький такой паровозисько) с небольшой кабинкой, две трети паровозика занимают мягкие сиденья для пассажиров. Это - вагон СВ. К нему цепляется вагончик, похожий на вагон электрички, только уменьшенный, с обычными сиденьями (это - типа купейный). А дальше - интересный и любимый наш вагон, который я называю скотовозка: это открытая платформа с деревянными бортами и скамьями. Именно в таких прицепах возят скот (когда-то я жила у мясокомбината и наблюдала, как бедных буренок везли в последний путь. И как я после всего этого не стала вегетарианкой?) Так вот: вы не пугайтесь и лезьте прямо на эту платформу. Дело в том, что в вагончиках ни фига не видно и фотографировать везде стекло ни фига не получится. Первую часть экскурсии мы ехали почти одни на этой огромной платформе, в то время как в вагончиках шла битва за места. Скажу сразу, что до конца экскурсии почти все пассажиры поняли свою ошибку и переместились на платформу, а вот мы, уже уставшие, с комфортом сами ехали в мягком вагоне. Кстати, в чем единственный недостаток езды на платформе, так это то, что экскурсовод обычно едет в вагончике (ну, видел все это пятьсот раз), и экскурсию не удается услышать. Но ее можно в Интернете найти, а вот пейзажи лучше видеть живьем. Так что запомните: садитесь в скотовозку - не пожалеете!

Итак, сели, поехали! Поехали по рельсам таким узким, что кажутся они кукольными, а мы - пассажиры игрушечного поезда, едем в горы искать на сокровища, спрятанные троллями. Нет, какие тролли? Кто там водится в тех Карпатах? Кроме повстанцев, никого не помню. Ну, едем искать сокровища Олексы Довбуша и наблюдать такие невероятные пейзажи.


Сначала едем вдоль горы через густые деревья. Осторожно высовываться, а то ветка может глаз выколоть. Затем выезжаем на равнину. Очень интересно ехать среди дворов. На огородах работают люди и все приветствуют появление нашего трамвая, машут нам ручками. Мы им отвечаем. Слева пролетают двор со всеми внутренностями, особенно меня поразила в одном дворе распятая туша какой-то домашней зверюшки, в которой копошились двое мужиков. Фото у нас есть, но на сайте не будем вешать (а то знаете, придется предупреждать - «внимание! На фото труп» и все такое). А справа видим что-то такое непонятное, похожее на опаленная земля в каких-то бугорках. Оказывается, что это - болото Ширковец, которое является значительной природной достопримечательностью. Красивая вещь!

Далее подъехали к ст. Новый Мизунь, переехали мост через реку Мизунька и выходим. Это первая остановка на нашем пути. Идем пить воду. Подходим к источнику, набираем в бокалы воды и пьем. Оказывается, что вода пахнет бензином. А это потому, что это «Нафтуся». Точнее, вода типа «Нафтуся», но называется она «Горянка». Экскурсовод, как водится, рассказывает нам о чудодейственных свойствах воды (а как же по-другому, в Карпатах все чудодейственный). Напиваемся воды вволю, набираем в бутылки и идем к нашему трамвая. Людей в это время в нашем «общем вагоне» больше ...

Далее наш путь лежит к Мизунской водопадов. Но перед тем трамвай нужно развернуть и переставить на другую колею. Называется это маневры. Путь разветвляется и в этом городе надо перегнать паровозик заранее, чтобы поехать в другом направлении по другой ветке. Все пассажиры присоединяются к процессу и начинают вручную гонять вагончики по путям. Прикольно! Вообще, мы так поняли, что дорога очень разветвленная, и путь, по которому трамвай везет туристов, может очень сильно варьироваться.


Наконец приехали мы к Мизунской водопадов. Ну что вам сказать? Тут я увидела именно те картинки, по которым представляла себе Карпаты в детстве: горная река, живописные камни, а по бокам - ели. Красота! И ну давай я фотографироваться. Как и Проня Прокоповна - и сидя, и лежа, и стоя! Камешки очень удобны, чтобы по ним попрыгать, но это обманчивое впечатление: кто-то из экскурсантов вдруг обмакнул ноги аж по пояс (а на дворе был не май месяц, как говорится, а 30 апреля, так что осторожнее прыгайте!) А местность здесь именно такая, чтобы фотографировать ее, а затем выпускать настенные календари с надписью вроде «Приезжайте в Прикарпатье, приезжайте, люди добрые!"

Далее, пока наш паровоз перегнали на другой участок, мы пешком прогулялись до местности «Дубовый угол», а из нее попали в еще одного источника - «Дзюркач», тоже, разумеется, животворящего, живоносного, чудодейственного etc., Вода из которого лечит на абсолютно все болезни. Другой воды в Карпатах не бывает. Что же, поверим. Тем более, что водичка действительно вкусная!

У источника поднимаемся лесом вверх. Там, среди деревьев, на покатом месте намощено доски, по которым различные экстремисты (это те, кто занимается экстремальными видами спорта) спускаются на роверах. Не знаю насчет экстрима, но тишина и покой карпатского леса мне очень по душе. К трамваю мы возвращались лесом, и мне очень понравилась моховая «пол» - другим словом я не могу назвать это покрытие: такое впечатление, что идешь по глубокому и мягкому персидском ковре - очень приятные и необычные впечатления!

А наш трамвай уже готов ехать домой - время возвращаться к Выгоды. Четыре часа пролетели очень быстро. В душе остались прекрасные впечатления и желание вернуться сюда еще раз.

Р.S. Телефон для справок: (03477) 61-334, (050) 373-24-75.

Экскурсия Карпатским трамваем начинается в пгт Выгода (Долинский район), дальше идет через местность Ширковец, Мизунь, урочище Дубовый Кут. Через Мизунь вновь возвращается к Выгоды.