ГОРОДА УКРАИНЫ

 Когда-то Михаил Булгаков в своем бессмертном творении «Белая гвардия» назвал Белую Церковь «ничтожным» городом. Думаю, что можно простить гению такое пренебрежение учитывая его личное отношение к событиям, которые он описывал. К тому же, скорее всего, никогда он в Белой Церкви и не был. А мы были. И сейчас попробуем опровергнуть все булгаковские клевету о ничтожности.

Православный женский монастырь Марии Магдалины, XIX-XXI вв.

Итак, Белая Церковь. Райцентр в Киевской области с большой, как для райцентра, количеством жителей (205 тыс.) Основана она была самим князем Ярославом Мудрым, который на самом деле был еще и Юрием (это его христианское имя). И назвал город он Юрьев. А было это в 1032 году. В то время южные границы Руси страдали от частых набегов печенегов, и поэтому здесь начали возникать сторожевые крепости. Вот и Юрьев был таким оборонным городом, где на горе стоял детинец и белая церковь рядом, которая оставила после себя только память в виде будущего названия города.

Через пограничное положение Юрьев часто страдал не только от набегов уже упомянутых печенегов, но и половцев и монголо-татар, которые окончательно уничтожили несчастный город в I пол. XIII в.

Впоследствии город был возрожденное и упоминается уже в литовских документах как Белая Церковь. Во времена Речи Посполитой город стал центром староства. В 1589 году король Сигизмунд III предоставил Белой Церкви Магдебургское право. Но вскоре белоцерковский староста Иван-Януш Острожский добился отмены вольностей и хочу, чтобы горожане вновь стали выполнять феодальные повинности. Белоцерковчане подняли бунт против Острожского, но потерпели поражение. (А Магдебургское право было все же возвращено городу в 1620 г.) Следует сказать, что Иван Острожский - тот еще фрукт. Он принадлежал к славному роду православных шляхтичей Острожских, крупных строительных Украина, защитников православия. И он был первым из этого рода, кто предал веру предков и перешел в коалицию ... ой, простите, к унии (в 1579 году). И стал постепенно Янушем. Был он богатым шляхтичем всей Речи Посполитой (король подарил ему огромные владения в районе нынешней Киевской и Черкасской областей). Он был последним представителем рода Острожских. После него фамильное имущество разошлось по другим более мелкого шляхтича, и род Острожских погас (Еще следует заметить, что Януш Острожский все же не притесняет православия на свои землях.)

Типовая застройка XIX в. в центре Белой Церкви

С Белой Церковью и Янушем Острожским связана значительное историческое событие в украинской истории. Именно с нападения на белоцерковский замок началось восстание под руководством Кшиштофа Косинского, который тогда был владельцем Рокитного. Януш Острожский захотел забрать Рокитное в Косинского, что привело к такой большой схватки, она переросла в всенародный бунт.

А в середине XVII в. Белая Церковь уже была в самом центре событий освободительной войны. Долгое время Богдан Хмельницкий с основными своими силами находился в Белоцерковском замке, рассылая отсюда по всей Украине свои универсалы. В сентябре 1651 года здесь был заключен Белоцерковский договор, крайне невосприимчивы для Украины.

Преображенский собор, 1833-1839

В дальнейшей истории Украины Белая Церковь также не стояла в стороне бурных событий. Здесь в начале XVIII в. вспыхнуло восстание под руководством фастовского полковника Семена Палия. А в конце века здесь уже бушевали события Колиивщины. За успешное ее подавления Белоцерковское староство получил в подарок Ксаверий Браницкий (кстати, очень интересная одиозная фигура). Город стал вотчиной рода Браницких вплоть до ХХ века. Впоследствии женой Браницкого Александрой Энгельгардт (племянницей князя Потемкина) здесь был перестроенный изысканный парк «Александрия», который сохранился (если можно так сказать) до наших дней.

Говоря о XVIII века, следует упомянуть, что история Белой Церкви также связана с именем Ивана Мазепы, который родился в селе Мазепинцы, что недалеко от города. Здесь прошла большая часть его жизни. Из огромного культурного наследия, который оставил по себе Мазепа, в Белой Церкви осталась только небольшая Николаевская церковь, построенная в 1706 г. в стиле украинского барокко. Сейчас эта церквушка незаметно ютится во дворе позади величественного Преображенского собора.

Ну и еще. В 1796 г. возле Белой Церкви упал метеорит, который имеет простое название - «Белая Церковь». Вес он 1826 граммов, что для метеорита немало. Такой вот факт.

Николаевская церковь, построенная в 1706 году Иваном Мазепой

Как административный государственный центр Белая Церковь в XIX в. упадок (перешла полностью в частную собственность Браницких), однако как торговый - расцвела. Здесь всю мощь развернулись евреи, которых Браницкий поощрял к расселению и торговли в городе. До настоящего времени с тех времен сохранился большой архитектурный наследство, свидетельствует о большом количестве еврейского населения города (например, в 1891 г. здесь было кроме синагоги еще семь иудейских молитвенных домов на всего две православных церкви).

В ХХ в. Белая Церковь сыграла большую роль в процессе многовековой борьбы нашего народа за создание собственного государства. Здесь в ноябре 1918 г. было сформировано Директорию Украинской Народной Республики. Здесь дислоцировались основные силы Директории, выступивших во главе с Симоном Петлюрой на Киев, который и был захвачен в декабре 1918 г. Сейчас, в якобы независимой Украине, ничего, к сожалению, не напоминает в городе о тех событиях. Однако «советизации» хоть отбавляй.

В каждом городе своя лениниана. Белоцерковский Ильич гордо держит в руке шаурму

И сейчас Белая Церковь претендует на то, чтобы быть «пупом земли». Последние годы идут разговоры о том, чтобы перенести столицу Киевской области из Киева в другой город. В списке претендентов на столичный статус Белая Церковь занимает первое место. Представляете, сбудутся пророчества того же Булгакова, который устами одного из героев «Белой гвардии» сказал, что Белая Церковь будет столицей. Отакое! Как по мне, не дотягивает пока Белая Церковь в столичный размах (хотя, может вследствие получения статуса и дотянет).

Теперь о том, на что здесь смотреть. Кроме упомянутого парка «Александрия», есть и еще кое-что.

Сначала о церкви города. Как нетрудно догадаться, почти все они белые. Например, старое здание города - Николаевская церковь (1706). Построена она была Иваном Мазепой и впрямь должна быть только частью большого комплекса. План не удалось воплотить из-за известных событий. В 1799 году церковь пострадала от пожара, а потом потеряла свое значение. После построения рядом помпезного классического Преображенского собора (1833-1839) Николаевская церковь стала постепенно разрушаться. В середине XIX в. она была восстановлена ​​протоиереем Петром Лебединцев (выдающаяся фигура, патриот Украины, был большим знатоком украинской истории, в 1861 году отслужил молебен над телом Тараса Шевченко в церкви Рождества на Подоле).

Костел Иоанна Крестителя, 1812

В самом центре города, на горе, где, возможно (согласно археологическим находкам), некогда стояла та белая церковь, давшая название городу, стоит сейчас другая. Точнее, не церковь, а костел Иоанна Крестителя. Построен он был в 1812 году Браницкими в классическом стиле. Здание и сейчас, безусловно, доминирует над городом и определяет его лицо. Сейчас костел не действующий, здесь проходят концерты органной музыки. Но выходными днями он становится действующим и все католики могут посетить мессу.

Есть в городе и монастырь. Находится он не в историческом центре города, на другом берегу Роси. Сначала это была просто церковь Марии Магдалины, которая была построена в 1843 г. тоже в классическом стиле (Белая Церковь просто какой-то заповедник классицизма). В 1934 году было закрыто, но в 1942 г. богослужения возобновились. А в 2001 г. здесь был основан женский монастырь.

Все недовольны новым Налоговым кодексом: в нем найдено и такой «недостаток»

А что касается гражданской застройки города, то она не очень интересна. Из того, что сохранилось, это в основном небольшие одно-двухэтажные домики XIX в., Которыми застроены многие провинциальных городков бывшей Российской империи. Я такую ​​застройку называю «еврейской» (относительно Белой Церкви, то это похоже на правду, учитывая демографический состав города в XIX в. Например, в 1897 г. почти 53% жителей города были евреями).

Но и здесь есть на что посмотреть. Есть в городе две более или менее грандиозные сооружения хозяйственного назначения: торговые склады (нач. XVIII-нач. XIX в.) И торговые ряды (1809-1814).

Склады - это огромное здание с портиками и колоннами. Расположена она в центре города, недалеко от вокзала, но сразу ее не заметишь, потому что спряталась она во дворах. Внимание! Кто захочет преодолеть заборы, окружающие склады, следует помнить, что за заборами есть еще большая преграда для путешественника - собаки. Будьте осторожны.

Два памятника национального значения: торговые склады (кон. XVII-поч.XIX ст.) И торговые ряды (1809-1814). Здания используются по прямому назначению, но находятся в плохом состоянии



А торговые ряды (БРУМ - Браницких универсальный магазин) можно без труда найти в самом центре города. Здание их очень интересная, представляет из себя четырехугольник с галереями-аркадами. А в середине этого четырехугольника находится двор. Сейчас все здание торговых рядов искажена теми, для кого она была построена Ксаверием Браницким в начале XIX в., Т.е. торговцами. И если тогда люди были активными (почему-то так кажется), то нынешние облепили памятник архитектуры ужасными вывесками, какими-то козырьками, объемными рекламными конструкциями. Одним словом, реклама - двигатель торговли и убийца памятников архитектуры.

Интересна здание гимназии, построенное в 1843 г. (арх. Я. Вольман) средства Владислава Браницкого. Когда-то это была самая гимназия Украине. Сейчас здесь размещается Белоцерковский национальный аграрный университет. Интересная деталь: за создание проекта архитектор гимназии был награжден императором золотой табакеркой.

Бывшая гимназия, а сейчас - Белоцерковский аграрный университет (1843, арх. Я. Вольман)

Кроме домов обратите внимание на виды реки Рось, которая очень живописной даже в городе. Вы можете сделать это, когда будете переходить мост на пути в монастырь Марии Магдалины.

А еще интересно осмотреть город, и особенно культовые сооружения, с высоты колеса, на котором вы можете покрутиться в центральном парке культуры и отдыха. Мы всегда так делаем, когда бываем в Киеве.

На самом деле осмотреть Белую Церковь не займет много времени, ведь мы успели почти все увидеть в городе + посетить парк «Александрия» за неполный день. Поэтому если киевлянам (и не только) нечего делать в субботу или воскресенье, то садитесь на маршрутку (отв. ст. М. «Лыбидская») или на электричку и вперед, к Белой Церкви!
История Белой Церкви


Город основан 1032 киевским князем Ярославом Мудрым. На время основания называлось Юрьев (Гюргевъ) согласно христианским именем Ярослава Мудрого - Юрий (Георгий).

Начало XI века сказался набегами печенегов. В результате границы Руси были отодвинуты на север - к берегам Стугны. В 1017 году Ярослав Мудрый нанес поражение печенегам и оттеснил их на юг. Для укрепления южных рубежей государства вдоль Роси в 1032 году было начато строительство оборонительной линии - системы сторожевых крепостей, соединенных между собой огромными насыпями и рвами. Именно в тот год на левом берегу Роси появился военно-феодальный замок, получивший название Юрьев. Замок позднее "оброс" городком, который в конце XI столетия стал кафедральным центром Поросской епархии.

Сердцем города была гора с размещенным на ней детинцем (замком). Набеги печенегов изменились натиском половцев, а впоследствии - монголо-татар. Не раз его разрушали отказа. В последнее Юрьев пал в развалинах в XIII веке.

Сожжен кочевниками Юрьев оставил после себя только высокий полуразрушенный епископский собор. Это сооружение, построенное из белого камня, долгое время служила переселенцам ориентиром среди густых и диких лесов. Именно поэтому место, где стоял собор, а впоследствии и город, встал из руин княжеского Юрьев на скалистом берегу, получило название Белая Церковь.

В 1362 году Белая Церковь вместе с Киевским княжеством была присоединена к Литве, а после Люблинской унии (1569 г.) вошла в состав Речи Посполитой. Городок стал центром староства (административная единица в Польше) и приобрело значение важнейшего стратегического пункта на юге государства. В 1589 году польский король Сигизмунд III утвердил привилегии города на сейме в Варшаве, предоставив Белой Церкви Магдебургское право.

В середине XVI века для защиты государства от татар в Белой Церкви был построен замок, в котором находился постоянный польский гарнизон, насчитывавший до 2 тысяч солдат и офицеров.

Конец XVI века впервые сделал Белую Церковь знаменитым городом на всю Речь Посполитую. Этому поспособствовало восстание горожан, разгневанных отменой старостой, Янушем Острожским, Магдебургского права. В 1589 году они захватили замок с оружием и боеприпасами и почти год удерживали город в своих руках. В 1591 году именно захватом белоцерковского замка началось крестьянско-казацкое восстание, которое положило начало период постоянных войн между Украиной и Польшей. Во главе восстания встал Христофор (Криштоф) Косинский.

Во времена освободительной войны 1648-54 годов Белая Церковь, которая была в то время довольно значительным городом - центром староства и полка и имела более 1000 дворов, стала одним из важнейших опорных пунктов казацкого войска. Долгое время Богдан Хмельницкий с основными своими силами находился в Белоцерковском замке. 18 (28) сентября 1651 года тут было заключено соглашение между польско-шляхетским правительством и гетманом Богданом Хмельницким, которая получила название - Белоцерковский договор.

В 1663 году во время битвы между польским войском и отрядами Ивана Сирка замок в Белой Церкви почти разрушили. Но уже в следующем году его отстроили снова, укрепив по современным правилам фортификационной техники - он стал практически неприступным. Его не смогли взять ни войска Ивана Брюховецкого в 1665 году, ни Петра Дорошенко в 1667, 1669 и 1672 годах. С 1660 года Белая Церковь попеременно принадлежала то России, то Польше, некоторое время Поросья даже было нейтральной территорией.

Начало XVIII века в Украине отразился крупным восстанием казаков под руководством белоцерковского и фастовского полковника Семена Палия против Польши. Палий в 1702 году с 10-тысячным отрядом взял в осаду Белую Церковь. После нескольких неудачных штурмов полковник прибегнул к хитростям - взяв в плен коменданта, он заставил замок капитулировать. Город стал центром восстания, к нему потянулись обездоленные крестьяне отовсюду. Населения Белой Церкви в то время достигло 70 тысяч, замок постоянно укреплялся. В 1703 году полякам удалось подавить восстание, и того же года Правобережье оккупировали российские войска. Палий был арестован и выслан в Сибирь.

История города тесно связана с именем Ивана Мазепы. Он родился рядом с Белой Церковью в родовом поместье - селе Мазепинцы - и считал этот край своей родиной. В 1703 году он поселился в белоцерковском замке и задумал сделать город своей собственностью. В Белоцерковском замке гетман чувствовал себя в полной безопасности. Именно здесь прошла значительная часть его жизни - здесь он нажил львиную долю своих капиталов и стал одним из богатейших феодалов в Европе, здесь казнил Кочубея и Искру.

Иван Мазепа направлял значительную часть доходов от своих 20 тысяч имений на строительство культовых сооружений. По всей Украине поднял целый ряд пышных замечательных церквей в стиле украинского барокко. В 1706 году строительство большой каменной церкви начал Мазепа на родине - в Киеве. Кровавые события 1708 года и последующая передача города Польше оставили это сооружение недостроенной. До наших дней дожила только часть той церкви, которая имеет название Никольская.

В 1774 году за подавление Колиивщины польский коронный гетман - граф Ксаверий Браницкий получил в подарок одно из богатейших в Польше Белоцерковское староство. На долгие времена (до ХХ века) Белоцерковщина стала вотчиной семьи Браницких. Женой Браницкого Александрой Энгельгардт здесь был возведен прекрасный парк "Александрия", который был одним из лучших на то время.

В 1793 году город окончательно был присоединен к России.

"Белая Церковь и" Александрия "были настоящим феодальным герцогством с двором, с огромным количеством людей, которые питались вокруг двора, с большими конюшнями породистых лошадей, с охотами, на которые съезжалась вся аристократия Юго-Западного края" - вот что писал о времена Браницких в Белой Церкви Николай Бердяев в своем "Самопознании".

Браницкие имели неоднозначное влияние на свою главную резиденцию. Они сделали Белую Церковь провинциальным городом, который потерял любое административное значение для государства. По приказу Екатерины II и не без "указки" Браницких замок был разрушен, Белоцерковское староство ликвидировали, уездный центр перенесли в Васильков, город из казенной собственности перешел в личную.

В 1806 году Браницкие заключили договор с еврейской общиной, которой дали разрешение на поселение и строительство в городе. Евреи принесли в Белую Церковь большую торговлю и ремесло. В 1809-14 годах Браницкий в центре города возвел торговые ряды.

ХХ века тоже было ознаменовано выдающимися событиями, которые происходили в Киеве. В ноябре 1918 года здесь началось вооруженное восстание под руководством Симона Петлюры и Владимира Винниченко. Здесь происходило формирование основных сил Директории. Здесь впервые было напечатано сообщение о восстановлении власти независимой УНР.

Больше месяца город над Роси было штабом сил повстанцев - фактически второй столицей Украины. Именно отсюда отправились 60-тысячное войско, которое 14 ноября 1918 захватило Киев.