ГОРОДА УКРАИНЫ
Коломыя
Коломыя - одно из самых интересных, красивых и уютных городов в Западной Украине. И одно из крупнейших (61 тысячи человек - для Запада это - о-го-го!)

Конечно же, писать об истории Коломыи в сотый раз не стоит, есть много сайтов, же подробно все это изложено (от, хотя бы, и в Википедии). Поэтому сразу остановимся на памятниках.

Итак, Коломыя. Ходить по улицам города очень приятно и интересно, потому что здесь сохранилась изрядное количество ценных образцов австро-венгерской архитектуры. Следует заметить, что подавляющее большинство зданий находится в хорошем состоянии, они отреставрированы и отремонтированы, что для нашей страны, согласитесь, чрезвычайная редкость.

Начнем с культовых сооружений. В Коломые немалое количество храмов разных конфессий (более 20), но мы религиозно независимые люди, поэтому нас интересует исключительно архитектура.

Начнем с наиболее интересной достопримечательности города - Благовещенской церкви (еще ее называют Спасской). Построена она была еще в 1587 году, и считается старейшим деревянным храмом Галиции (может я что-то путаю?) Рядом стоит колокольня (XVIII в.) В храме сохранился старинный иконостас XVIII в. Церковь еще называется "Монастырок" из-за того, что она входила когда-то в комплекс монастыря. В 1589 г. татары разрушили Коломыю, в том числе и монастырь. Церковь вскоре была восстановлена. По легенде, здесь молился Богдан Хмельницкий писал свои универсалы (прямо в церкви?) Храм чрезвычайно маленький, тесный и приземистый, но идеальный в плане пропорциональности и гармоничности. Сейчас активно «реставрируется», то есть со стороны колокольни доски поменяли. Расположена церковь на старинном кладбище, в «антураж» которого очень удачно вписана. Находится рядом с автостанцией.






Теперь продвинемся к центру города, где нас ждут еще несколько храмов. Вот, например, Детская церковь. Почему детская? А вот почему. Церковь Святого Иосафата (1775) в советский период была закрыта, точнее, закрыта как церковь. Как сообщает сайт Коломыйско-Черновицкой епархии «в костеле с 1946 г. была военная часть, мастерские, профессиональное училище, клуб для танцев. Костел был полностью разрушен, замурованные окна, снятый фронтон, который два бульдозера едва тросами сбросили вниз, солдаты разбили колокольню, ограду, были замурованы подземелья, в которых похоронены известные горожане города. Костел стал служить помещением для большого детского магазина «Каштан». Были домуровани дополнительные помещения для того, чтобы не осталось ничего, что могло бы напоминать коломиян о бывшем Божий храм. В 1991 г. о. Владимир Касьян подал идею, чтобы магазин передали УГКЦ под детскую церковь. Это был хитрый ход, чтобы таким образом убедить депутатов и власти города принять такое решение. 1 декабря 1991 Владыка Софрон Дмитерко освятил церковь как «детскую» - для воспитания детей ».
Таким образом «детский» профиль здания был сохранен.

Надо сказать, что автором храма является знаменитый Бернард Меретин, который построил большое количество шедевров в Западной Украине. Еще добавим, что некоторое время назад храм был голубым, а сейчас стал оранжевым (недальновидный ход учитывая, что сейчас 2010 год. Ну, это такой политический шутку.)






Есть в Коломые еще несколько храмов. Вот, например, кафедральный собор святого Архистратига Михаила (1855-1871). Еще называют храм «Русская церковь» (т.е. украинских, в отличие от польской). Собор построен на месте доминиканского монастыря, существовавшего здесь в XVIII в. Из-под престола этой церкви следует источник, называется Костел. Вода из источника считается целебной.

Сохранилось в центре и римо-католический костел Игнатия Лойолы (1897). Когда-то его называли «господским», потому что посещали его в основном зажиточные семьи. После Второй мировой войны костел закрыли, и при советской власти он долгое время использовался как склад мебельного магазина.

Также в Коломые синагога (XIX в.) По внешним признакам, действующая. Неужели есть кому туда ходить?

Есть еще у города костел Святого Николая (сейчас церковь УГКЦ, 1874), возведенный немецкими колонистами. К сожалению, у нас нет его фото.

Конечно, настроили в Коломые и современных «монстров». Сейчас храмы, к сожалению, сводятся по принципу «у кого больше», то есть разные конфессии меряются размерами зданий. (Хотя уже даже детям известно давно, что размер значения не имеет). Наиболее помпезным из современных в Коломые является кафедральный собор Преображения Господня.







Теперь перейдем к общественной архитектуры. Действительно, в Коломые можно встретить чрезвычайно красивую архитектуру рубежа ХIХ-ХХ веков, и достаточно ее много. Вот, например, Музей народного искусства Гуцульщины и Покутья. Расположен он в помещении Народного дома, построенного в 1901 г. (арх. Л. Беккер, Н. Кричковский). Чрезвычайно живописно «вписан в улицу» (и, соответственно, в любой фотокадр). Или интересные образцы модерна на улице Театральной (например, дом детской музыкальной школы, нач. ХХ ст.), Франко, Чорновола, пл. Возрождения и т.п..

Особняком нужно вспомнить о коломыйскую ратушу, которая построена 1877 года месте деревянной. Говорят, что сейчас часы вместо боя поет какую-то песню о Коломые. Неужели, «Девушка из Коломыи» «Гадюкиных»? Пожалуй, нет. А жаль. Сооружение в настоящее время используется по назначению, то есть там сидит мэр. Кстати, почему-то именно о коломийского мэра (в общем смысле) существует такой очень бородатый анекдот:

Идет мэр Коломыи на работу и видит возле ратуши большой митинг, люди кричат, что-то требуют. Он их спрашивает:
- Что вы хотите, чего здесь собрались?
- Хотим чтобы в Коломые поставили памятник Бандере!
- Хорошо, завтра будет.
На следующий день забралось еще больше людей и все что-то кричат ​​и требуют.
- Чего вам еще надо?
- Хотим чтобы Бандера был на коне, как Хмельницкий!
-Хорошо, завтра будет.
На следующий день аналогичная ситуация.
- Ну чего вам и еще нужно?!
- Хотим чтобы в одной руке у Бандеры была булава, а в другой - председатель москаля!
- Ну булаву сделаем, но голова будет портиться.
- Ничего, мы каждый день будем менять!

Не смешно. И почему именно в Коломые происходят эти виртуальные события - неизвестно. Кстати, Степан Бандера в Коломые никогда не был (но здесь училась в гимназии его жена Ярослава). А еще в Коломые установлен один из первых памятников Степану Бандере (не на коне, без булавы и председателя москаля). Примечательно, что установили его за день до начала государственного переворота в СССР 18 августа 1991 Почему примечательно? Потому что в Украине обычно все делали только после разрешения Москвы. А тут аж за день «до ...» (Кстати, вспомнилось еще ода событие «за день до ...» Если с путчем и развалом СССР закончилась холодная война, началась она по установке Берлинской стены 13 августа 1961 года. Так вот. За день до ее установления, то есть 12 августа, в Западный Берлин из Восточного сбежал агент КГБ Богдан Сташинский, который за два года до этого убил Степана Бандеру. Он показался западной власти и признался в убийстве Бандеры. Это был последний беженец из советского лагеря перед построением стены ( всем другим уже пришлось перелезать или искать щелей). Ну, а на следующий день уже «застучалы топоры» в центре Берлина. Может, побежал Сташинского был толчком к возведению стены? К чему я здесь рассказываю это? Да ни к чему. Просто это филиал рубрики «В мире интересных фактов»). Кстати, флаг Коломые - бандеровский.

Еще из интересного: в Коломые нам случайно попался старинный польский кладбище, расположенный на улице все того же Бандеры. Недействующий с 1950-х, полуразрушенный. Здесь похоронены многие коломийцив польской национальности. Там же стоит полуразрушенный памятник воинам австрийской армии, погибших в боях за Коломыю в годы Первой мировой войны.






Все это хорошо, но сколько бы не было интересных старинных зданий в Коломые, все равно визиткой ее является гигантское яйцо, под которое замаскированный музей «Писанка». (Больше всего радуют сообщения, что помещение музея - это «самая писанка в мире», как для мира изготовления ненормальных размеров писанок - обычное дело. А еще в Украине делают «крупнейшие в мире вареники и галушки», шьют «крупнейшие в мире вышивки », а также варят« крупнейший в мире борщ ».)
Коллекция музея насчитывает более шести тысяч экспонатов. И здесь есть для вас еще одна интересная весть: есть такая древняя Коломыйская традиция, что первые лица государства во время посещения города обязательно приходят в музей и расписываются на яйцах. В музее уже есть яйца Кучмы и Ющенко. Ну что тут сказать: родина прочных в мире яиц уже ждет-не дождется сами знаете кого. (Вот очень хочется иметь сайт без политики, но как тут устоять?)


Ну и о народном творчестве напоследок. Многие источники сообщает, что родина наших любимых Коломыи, не поверите, Коломыя. Но позволим усомниться в этом. Ведь есть и в других западнославянских народов нечто подобное, которое и называется как-то похоже («коломАйкы», «круг» и др.). Здесь вывод один: или частушки из Коломыи распространились до Балкан, то просто все эти слова (и «частушки» и «Коломыя») происходят от слова «коло» (то есть «круг») независимо друг от друга.

А есть частушки о Коломые? Есть одна:

Коломыя - не помоет, Коломыя город,
В Коломые такие девушки, как пшеничное тесто.

Ну вот такая она - Коломыя - город. Светлое, уютное, с приветливыми горожанами. Посетите Коломыю, если хотите узнать Западную Украину (или просто Украина) поближе.
История Коломыи
Первое упоминание о Коломые есть в Галицко-Волынской летописи под 1241 годом: не можеши отдати ю сима, яко велициы князи держать сию Коломыю на роздавание оружникам, хотя, по мнению исследователей, есть все основания считать возраст города значительно больше.

Коломыя начиналась как крепость, которая охраняла Попрутську оборонительную линию. По мнению археологов, крепость существовала уже в середине XII века, когда границы Галицкого государства достигли Нижнего Дуная, и действовал важный сухопутный торговый путь - Берладская дорога, которая вела из Галича на Валахию и Дунай. Тогда на берегах Прута стояли 4 крепости - в Коломые, Олешкове, Снятине и Черновцах.
Археологи пришли к выводу, что почти все древнерусские города перестали существовать в сер. XIII в. во время монголо-татарского нашествия. И вполне возможно, что и Коломыйская крепость могла быть сожжена в 1259 г., когда монголо-татарский воевода Бурундай потребовал от Даниила Галицкого разрушить все его укрепления.
Впоследствии укрепленный центр Коломыи находился вблизи нынешней ратуши. Это место в исторических источниках называлась Старый Двор.

1405 Коломыя получила Магдебургское право.

В 1411 г. Коломыю со всем Покуттям было продано на 25 лет молдавскому хозяину Александру с условием, что последний выступит на стороне Польши против Венгрии. По тем же соображениям впоследствии Коломийский замок несколько раз дарили молдавским воеводам на содержание.

В 1490 г. Коломыйский замок не устоял перед 10-тысячной армией повстанческого вожака Ивана Мухи.

В 1498 году турки и волохи разрушили город, двигаясь на запад. С тех пор они почти каждый разоряли Покутья. В 1502 и 1505 Коломыя была сожжена, горела она и в 1513, 1520, 1531 и 1594 гг а в 1589 году город был уничтожен до основания, население - вырезано или отнятое в плен.
В 1612 г. татары и волохи трижды нападали на Покутья, в 1618 г. - 4 раза, в 1621 и 1624 гг - по два раза.

Во 2-й половине XVII века в селах Коломыйского уезда усилился опришкивский движение.

В 1772 г., после первого раздела Польши, Коломыя отошла под власть Габсбургов. Это событие отразилось на жизни города: от Коломыи отошли села, налоги с которых она использовала на собственные нужды. По новому административному делению 1781 г. город был включен в Станиславской округа.

На окраинах города стали возникать немецкие колонии. Протяжении XIX в. правительство строит в Коломые 6 военных казарм и 3 пороховые склады. В городе концентрируется большое количество войска, создается до 70 уголовных отрядов для борьбы с повстанцами.
В 1811 г. было создано Коломыйскую округа, границы которой и бывшего уезда практически совпадали.

15 сентября 1914 в Коломыю вступили российские войска. Во время пребывания царских войск был разрушен памятник Т.Шевченко, запрещено издание украинской прессы и книг, закрыты украинские книжные магазины и библиотеки, прекращена деятельность общества "Просвита", обучение на украинском языке в школах, подвергалась притеснениям греко-католическая церковь.

1 ноября 1918 была провозглашена Западно-Украинская Народная Республика. В ночь на 1 ноября украинский военный комитет взял власть и в Коломые. 15 декабря 1918 город торжественно провело на польский фронт 3-й Коломийский шалаш. Сотни Коломна пошли добровольцами в УГА. 15 мая 1919 более 100-тысячная польская армия прорвала украинский фронт, 24 мая Коломыю заняло румынское войско. В городе установилась польская власть.

Во время Второй мировой войны треть города была сожжена, еврейское население было уничтожено. 28 марта 1944 советские войска вновь заняли Коломыю. Началось восстановление города, но рядом с тем значительную часть местной интеллигенции арестовали и вывезли в Сибирь, потерпели католические священники, были разрушены и перестроены некоторые храмы