ГОРОДА УКРАИНЫ
История Крыма
Этнология Крыма


В предгорном и горном Крыме, а также на Южном берегу, обитали тавры. От тавров и происходит древнее название горной и прибрежной части Крыма Таврика, Таврия, Таврида. До наших дней сохранились и были исследованы остатки укрепленных убежищ и жилых построек тавров, их кромлехи кольцеобразные ограды из поставленных вертикально камней и таврские гробницы «каменные ящики».

Новый период истории Таврики начинается с скифским захватом Крыма. Этот период характеризуется качественными изменениями в составе самого населения. Данные археологии показывают, что после этого основу населения северо-западного Крыма составляли народности, пришедшие из Приднепровья.

В VI-V веках до н. н.э., когда в степях хозяйничали скифы, на побережье Крыма основали свои торговые колонии выходцы из Эллады. На память о себе они оставили названия важнейших городов древности. Так, Пантикапей, или Боспор (современная Керчь), и Кафа (Феодосия) были построены колонистами из древнегреческого города Милета, Херсонес, расположенный в пределах нынешнего Севастополя, воздвигнут греками из Гераклеи Понтийской.

В первой половине V века до н. н.э. на берегах Черного моря возникают два самостоятельных греческих государства. Одна из них - демократическая рабовладельческая республика Херсонес (полуостров) Таврический, в состав которого входили земли западного Крыма (Керкинитида Евпатория, Калос-Лимен, Черноморское). Херсонес скрывается за мощными каменными стенами. Он был основан на месте таврского поселения греками из Гераклеи Понтийской. Другая Боспорское, автократическое государство, столицей которого стал Пантикапей («путь рыбы»). Акрополь этого города находился на горе Митридат, а рядом археологи раскопали знаменитые курганы Мелек-Чесменский и Царский. Внутри этих курганов обнаружены каменные склепы - уникальные памятники боспорской архитектуры.

Имя кыпчаков еще в XIX веке носили 23 крымские села. Название горы Аю-Даг (Медведь-гора) многие исследователи возводят к половцам. Оттуда же и Артек (от имени Артык или Артук сына половецкого хана).


Греческие колонии в Крыму


Греческие колонисты привезли на берега Киммерии-Таврики свое искусство строить корабли, выращивать виноград, оливковые деревья и другие культуры, воздвигать прекрасные храмы, театры, стадионы. В Крыму возникают сотни греческих поселений - полисов. Античные греки создают великие историко-литературные произведения о Крыме. Еврипид на крымском материале написал драму «Ифигения в Тавриде». Греки, жившие в Херсонесе Таврическом и в Боспоре Киммерийском, знают «Илиаду» и «Одиссею», в которых Киммерия безосновательно характеризуется как «печальная область, покрытая вечно влажным туманом и мглой облаков». Геродот в V веке до н. э рассказал о религиозных верованиях скифов, о клейма.

К концу III века до н. е. государство скифов значительно сократилась под натиском сарматов. Скифы были вынуждены перенести свою столицу на реку Салгир (вблизи Симферополя), где возник Неаполь Скифский, он же Неаполис (название греческое).

Скифское государство в Крыму существовала до второй половины III века н. н.э. и была уничтожена готами, которые появились здесь (по преданию, из Скандинавии) примерно в начале III века. Пребывание в крымских степях готов продолжалось сравнительно недолго. Под мощным натиском гуннов в IV веке н. н.э. они были вынуждены уйти в гористые места Крыма, где постепенно смешались с потомками скифов клейма. К историческим памятникам того периода относятся так называемые пещерные города, расположенные в Бахчисарайском районе и в зоне Севастополя.


Руины Херсонеса


После распада Римской империи (VI век) Крым попадает в сферу влияния Византии. Византийский император Юстиниан I (527-565), стремясь укрепить свои позиции в Тавриде и защитить византийские владения на побережье от степняков-кочевников, превращает Херсонес в мощную крепость. На южном побережье Крыма сооружает новые крепости Алусту (Алушта) и Горзувиты (Гурзуф). На подступах к Херсонесу через горный Крым он воздвигает мощные крепости: Сюрень, Эски-Кермен, Мангуп, Инкерман, Чуфут-Кале и другие.


8-12 века


Известно, что в 774 году до берегов Черного моря из Иерусалима бежали евреи. Тогда Таврией владели хазары, и они приняли евреев дружелюбно. Видимо, крымчаки как народность сформировались на основе именно тех евреев-переселенцев в VIII веке. Однако еврейские поселения появились в Крыму гораздо раньше: в I веке евреи проживали в Пантикапее и имели значительную собственность. В IV веке в Пантикапее существовал еврейский храм - синагога. Проживали евреи и в Херсонесе. В 300 году они вместе с греками поднимались на вооруженную борьбу против насаждаемого Римом христианства. Сейчас в Крыму проживает около 18 тысяч евреев.

Во второй половине IX века, после ослабления Хазарского каганата, в Крым проникают угры - венгры. В конце VIII - начале IX веков, после возникновения государства Киевская Русь, киевские князья, преследуя политические цели, которые были связаны с торговлей, организуют походы в Крым, на южное побережье. Славянская колонизация достигает Керченского пролива.


Христианизация


Христианство стало известно в Крыму сразу же после его введения в Киевской Руси. В 988 году (по другим источникам - в 989 году) князь Киевской Руси Владимир, заняв Корсунь, принял здесь официальное крещение (объявление) и с тех пор стал принудительно вводить христианство на Руси. Однако киевские князья, направляя силы и энергию на объединение славянских земель Приднепровья и борьбу с кочевниками, постепенно утратили позиции в Таврике. Если при Владимире Красное Солнышко Крым, по словам Карла Маркса, принадлежал Руси, то в XII веке большая часть полуострова стала половецкой (кипчакивською).


12-15 века


Впервые монголо-татары попали в Крым в 1223 году. Они разрушили Судак, который в то время был самым богатым из торговых центров Крыма. Положение покоренных народов полуострова стало чрезвычайно тяжелым. Золотоордынские завоеватели обложили их непомерно тяжелой данью - ясаком, вывозили рабов и продавали в другие страны. После завоевания монголами Таврии в первой половине XIII века в ряде мест вошли незначительным слоем в состав правящей феодальной элиты Крыма.

После распада Золотой Орды остатки татаро-монголов в Крыму подверглись влиянию тюркской речи и были тюркизовани. Тогда Мангуп был столицей большого государства средневековой Таврики - княжества Феодоро. Первые сведения об этом княжестве относятся к первой половины I века. Мангуп был одной из крупнейших крепостей средневекового Крыма (90 га) и при необходимости принимал под защиту значительные массы населения. В июле 1475 года Мангуп был осажден турками-османами. Ворвавшись в город, турки истребили почти всех жителей, разграбили и сожгли Мангуп. На землях княжества был образован турецкий кадылык (округ).

Захватив в XV веке Таврике, турки с помощью итальянских специалистов создали на Перекопе мощную крепость Ор-Капу. С того времени у Перекопского вала появилось другое имя - Турецкий. С конца XV ​​века турки и татары в Крыму постепенно переходят от кочевых форм хозяйства к оседлому земледелию.

Основным занятием крымских татар (так их стали называть гораздо позже) на юге было садоводство, виноградарство, табаководство. В степных районах Крыма у них было развито животноводство, прежде всего разведение овец и лошадей, кожевенное производство.

В XIV - XV веков между украинскими землями и Крымом образовалась широкая степная полоса заселялась украинский и татарами, которые не желали признавать над собой никакой власти. Славяно-тюркское население этого региона, собственно, и положило начало казачеству. В начале XV века упоминается о татарских казаков, а в 1492 году появляются сведения о казаках-христиан. В первой половине XVI века происходит процесс слияния двух казачества в единое, есть запорожское. Для раннего казачества присуща двуязычие. Многие запорожцев хорошо говорили на татарском языке. Кстати, и в Крыму украинский язык не был редкостью. Ею писались письма в Литовское княжество, а некоторые крымские ханы свободно разговаривали на украинском.

Вместе с тем в жизни запорожцев проникло немало элементов тюркского быта. Меч был заменен татарской саблей, гусли заменила кобза, а порты уступили шароварам. Казаки своих молодых слуг стали называть джурами, а не отроками, свои отряды - ватагами, а не женами.

В военное дело вошли тюркские слова: есаул, булава, бунчук, барабан, горн, лагерь, майдан. Неудивительно, что турки называли запорожцев буткаламы, т.е. смешанным народом.

В настоящее время между Крымом и Запорожьем налаживаются экономические связи. Запорожцы покупали в Крыму соль, причем не только для собственного потребления, но и для экспорта в Россию и Польшу. Крымские ханы позволяли казакам рыбачить в черноморских лиманах и побережье Азовского моря. В свою очередь, запорожцы оказывали татарам возможность пасти скот на украинских землях. Нередко казаки и татары оказывали взаимную помощь во время стихийных бедствий, причем совершенно добровольно, без какого-либо принуждения "сверху". С XVI века в отношениях двух соседних народов наблюдаются отдельные случаи «боевого содружества». Так, в 1521 году Мухаммед-Гирей восстал против турецкого султана и позвал на помощь казаков. Когда турецкие корабли отправились в Крым, казаки напали на Стамбул. Султан был вынужден отозвать флот из Крыма. К тому же в Крыму турецкое войско было разгромлено татарами, на стороне которых выступил и казачий полк. Остатки турецкой армии вынуждены были оставить полуостров. После этой победы Шагин-Гирей в урочище Карайтебен заключил договор с казацкой старшиной, согласно которому казаки обязывались помогать крымцами, а крымцы - казакам.


16-18 века


В 1639 году казаки избрали гетманом Карпа Полторакожуха. Недолгое время его правления отличался прежде откровенно антипольской направленности и сближением с крымскими татарами. Поляки неоднократно пытались укротить строптивого гетмана. Однако казаки успешно отражали походы польских отрядов на запорожские земли, а пленных солдат выменивали у татар на баранов и другой скот. По просьбе крымского хана ходил гетман вместе со своими и крымскими войсками против калмыков, которые часто вторгались в татарские владения, нанося немалый вред. Нанеся калмыкам поражения, гетман обезопасил границы Крымского ханства с востока, укрепив вместе с тем основы боевого содружества между Запорожьем и Крымом.

К середине XVII ст. крайне обострилась обстановка на украинских землях, входивших в состав Речи Посполитой. Как известно, причинами этого были социальное и национально-духовное угнетение украинского населения со стороны польской шляхты и католической церкви. Одновременно стали более напряженными отношения между Речью Посполитой и Крымским ханством. Поэтому неудивительно, что Б. Хмельницкий сумел так быстро договориться с Ислам-Гиреем III, который отправил на помощь гетману четырехтысячный отряд конницы во главе с Тугай-беем. Результаты союза между Запорожьем и Крымом не стало. В течение 1648 украинских-крымское войско одержало победы над поляками в битвах под Желтыми Водами, Корсунем, Пилявцами. К сожалению, союз украинского гетмана с крымским ханом был кратковременным. Сияющая Порта не была заинтересована в том, чтобы на востоке Европы появилась еще одна христианская держава да еще и с выходом в Причерноморье. Поэтому союз крымского хана с Украиной был расторгнут, что привело к трагедии под Берестечком. Несмотря на кратковременность, союз двух лишенных суверенитета народов имел определенный резонанс в XVII веке. Украинские гетманы Выговский, П. Дорошенко и П. Орлик пытались укрепить внешнее и внутреннее положение Украины с помощью Турции и Крыма, но это был лишь отзвук бурных событий национально-освободительной войны под предводительством Б. Хмельницкого.

В 1768 году Крым становится ареной военных действий между Российской и Османской Империей. Следствием этой войны стал Кючук-Кайнарджийский мирный договор, по которому Крымское ханство получило независимость от Османской империи, однако уже в апреле 1783 года был аннексирован Российской империей. С присоединением Крыма к России он стал не только большим портом для международной торговли, но и основным местом отдыха высшей русской знати. На полуострове началось строительство новых городов - Симферополя и Севастополя. В Крым приезжали на отдых и проживали здесь высшие чины и титулы государства Российского: Потемкин, Воронцов, Юсупов, Александр III и многие другие.


20 века


В декабре 1917 года с развалом Российской империи в Крыму восстала Крымская Народная Республика, которая стала первой в мире мусульманской республикой. Однако уже в январе 1918 года большевистские интервентам удалось сбросить республиканскую власть и захватить весь полуостров. Окончательно советская власть в Крыму была установлена ​​18 октября 1921 по провозглашению Крымской АССР в составе РСФСР.

С вхождением в Союз ССР и до его распада Крым стал так называемым «партийным заповедником». В Крыму отдыхали все генсеки и министры СССР, проводились важные политические международные симпозиумы, конференции, съезды и саммиты. Одной из важнейших стала Ялтинская конференция, на которой лидеры СССР, США и Великобритании приняли далеко идущие решения о дальнейшем ведении войны и послевоенный уклад международных отношений.

В 1941 году Крым оказался под властью гитлеровцев, которые решили террор против мирного населения, а 18 мая 1944 года с отвоевание Крыма советскими войсками весь крымскотатарский народ по приказу Сталина был депортирован из Крыма. В преступлении были задействованы 32 000 энкаведистов. Всего депортировано 193 865 крымских татар, более 30 тысяч погибли. Пострадали также и представители других национальностей, в частности, греки, болгары, немцы.

В 1945 году автономия была упразднена, вместо существовавшей Крымская область, передана в году 1954 из состава РСФСР в УССР Н. С. Хрущевым, «учитывая общность экономики, территориальную близость и тесные хозяйственные и культурные связи между Крымской областью и Украинской ССР »

В 1991 году с провозглашением независимости Украины, территория полуострова входит в состав Украины. 1992 года была восстановлена ​​Крымская автономия в составе Украины.